В правительстве России испугались слишком крепкого рубля
- Администратор
- 52false29 GMT+0000 (Coordinated Universal Time)
- 2 мин. чтения

Рубль продолжает укрепляться — вопреки ожиданиям чиновников, бизнеса и банков. Курс доллара приблизился к уровню, который Минэкономразвития считает рискованным, однако повлиять на ситуацию власти не могут.
Министр экономики Максим Решетников предполагает, что сильный рубль может сохраниться надолго и называет происходящее «гигантским вызовом».
По его словам, у России традиционно положительное торговое сальдо: по данным ЦБ, $33,8 млрд в третьем квартале и $89,5 млрд за девять месяцев.
Одновременно почти исчез отток капитала — российские активы стали «токсичными», и этот тренд будет усиливаться.
Решетников отметил, что крупнейшие проекты, которые сейчас финансируются государством, нацелены на экспорт, и он может вырасти ещё на $50–70 млрд в год. Надежд на рост импорта мало — во многих отраслях действует стратегия импортозамещения.
Министр признал, что правительству придётся «подумать, что делать с торговым балансом», поскольку возможности вывода капитала, которые были в последние годы, фактически исчезли. Внешний долг страны также сократился более чем вдвое.
Замглавы администрации президента Максим Орешкин удивился претензиям к курсу: «Я не очень понимаю, когда правительство, с одной стороны, принимает большое количество решений, ограничивающих импорт, а потом начинает критиковать курс».
По словам Решетникова, курс будет крепче, чем ожидалось раньше: «Мы его уже укрепили в нашем прогнозе, но в апреле ещё вернёмся к этому вопросу».
В сентябре министерство снизило прогноз среднего курса доллара на этот год с 94,3 до 86,1 рубля, а на следующий — со 100,2 до 92,2 рублей.
Министр предупредил, что бизнесу стоит отказаться от надежды на быстрое ослабление рубля: «Нам придётся жить в этой реальности».
Рубль стал самым укрепившимся среди мировых валют в этом году: доллар начал год выше 100 рублей, а к 3 декабря официальный курс упал до 77,46.
Сначала это воспринимали как коррекцию после обвала конца прошлого года, когда доллар достигал 115 рублей, и связывали с надеждами на завершение конфликта на Украине после февральского разговора Владимира Путина и Дональда Трампа.
Однако переговоры не продвигались, нефть дешевела, и эксперты ожидали нового падения рубля.
В сентябре доллар подорожал до 85 рублей, но затем вновь подешевел.
Сильная валюта не устраивает бюджет и бизнес.
Аналитики «Т-инвестиций» оценивают недобор доходов бюджета более чем в 1 трлн рублей.
На крепкий рубль жаловались олигарх Алексей Мордашов и другие предприниматели. Первый вице-премьер Денис Мантуров называл комфортным курс 100 рублей за доллар. Герман Греф говорил о диапазоне 98–105 рублей, а первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов называл текущий курс «ненастоящим».
Минэкономразвития ранее заявляло, что курс ниже 75 и выше 110 рублей представляет стратегический риск.
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина усомнилась, что население поддержит ослабление рубля. Экономисты отмечают, что спрос на валюту снижен из-за высокой ставки, слабого импорта и сокращения внешних обязательств.
По оценке аналитиков, текущие уровни соответствуют номинальному курсу 2021 года и реальному уровню второй половины 2015 года.
Инструментов для искусственной девальвации у властей практически нет: валютные интервенции, по мнению экспертов, привели бы к росту инфляции и ставки.
Александр Новак подтверждал, что правительство не может напрямую влиять на курс.
Тем не менее прогнозы аналитиков предполагают ослабление рубля: консенсус 33 экспертов, опрошенных ЦБ, оценивает средний курс в 2025 году на уровне 94,6 рубля за доллар.




