top of page

Тайны «Особой папки»: кого и за что Сталин выселял из Украины и Крыма?

  • Фото автора: Администратор
    Администратор
  • 15 минут назад
  • 6 мин. чтения
Тайны «Особой папки»: кого и за что Сталин выселял из Украины и Крыма?

История Советского Союза долгое время писалась с белыми пятнами. Целые пласты событий, касающиеся судеб миллионов людей, скрывались за грифом «Совершенно секретно».


Лишь в начале 1990-х годов, когда открылись архивы, историки получили доступ к документам, от которых стынет кровь.


Среди них — так называемая «Особая папка Сталина»: массив документов, формировавшийся из переписки НКВД с вождем, докладов Берии и постановлений Государственного Комитета Обороны.


В своей книге «Народы Украины в “Особой папке Сталина”» доктор исторических наук Николай Бугай проводит скрупулезный анализ этой трагедии.


Опираясь на архивные фонды, он восстанавливает механику репрессий, обрушившихся на многонациональную Украину в 1930–1950-е годы.


Это история о том, как государственная машина перемалывала судьбы украинцев, поляков, немцев, крымских татар, греков и евреев, превращая их в «спецконтингент» и статистику в отчетах чекистов.


Прелюдия катастрофы: «Великий перелом» и зачистка границ


Репрессивная машина заработала на полную мощность задолго до войны. Украина, как «всесоюзная житница», одной из первых приняла удар сталинской модернизации. Коллективизация и раскулачивание стали первым актом трагедии принудительных переселений.


В начале 1930 года, согласно приказу ОГПУ № 44-21, предписывалось произвести «массовые переселения (в первую очередь из районов сплошной коллективизации и пограничной полосы) наиболее богатых кулаков... и их семейств в отдаленные северные районы Союза ССР с конфискацией их имущества».


Масштаб операции был колоссальным: только в 1930 с территории Украины была выселена 31 593 семья (146 229 человек).


В 1931 году к ним добавились еще 32 127 семей.


За два года почти 280 тысяч крестьян были вырваны с корнем и отправлены в Северный край, на Урал и в Сибирь.


Но «кулацкая ссылка» была лишь началом.


В середине 1930-х годов Сталин начинает рассматривать население западных окраин как потенциальную «пятую колонну». В прицеле оказываются национальные меньшинства — поляки и немцы.


В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 28 апреля 1936 из 800-метровой пограничной зоны, тянувшейся вдоль советско-польской западной границы Союза ССР, были выселены 15 тысяч хозяйств – 45 тысяч немцев и поляков.


Официальная версия гласила, что это необходимо для строительства полигонов и аэродромов. На деле же это была этническая чистка приграничья. Людей отправляли в Казахстан, где для них еще не было готово жилье.


Следующий удар пришелся на 1939–1940 годы, после присоединения Западной Украины.


Советская власть столкнулась здесь с совершенно иной социальной структурой и ментальностью. Под каток репрессий попали «осадники» — польские колонисты-переселенцы, а также лесники и члены их семей.


Уже на начало января 1940 было учтено по шести областям Украины 13 354 осадника и 70 158 членов их семей.


Операция проводилась в лютые морозы февраля 1940 года.


Людям давали минимум времени на сборы. Эшелоны уходили в Архангельскую, Вологодскую, Иркутскую области, в Коми АССР.


По данным ГУЛАГа, к августу 1940 года на спецпоселении находилось уже почти 140 тысяч «осадников» и лесников.


1941 год: Превентивный удар по немцам


Начало Великой Отечественной войны стало сигналом к тотальной депортации немецкого населения. Сталинская логика была проста и безжалостна: любой немец — потенциальный пособник Гитлера.


Хотя основные массы советских немцев жили в Поволжье, Украина также была местом их компактного проживания. Осенью 1941 года маховик депортации раскрутился и здесь.


Из Запорожской области выселили 15 985 семей (53 566 человек), из Сталинской (ныне Донецкой) — 16 246 семей. Операция затронула Ворошиловградскую, Одесскую, Днепропетровскую области.


Всего по пяти областям были высланы 38 639 семей (115 501 человек). С учетом немцев Крыма и Харьковской области – 121 501 человек.


Все были направлены в Казахскую ССР, Актюбинскую, Новосибирскую и другие области.


Постановление ГКО № 702 от 22 сентября 1941 года предписывало: «Разрешить переселяемым брать с собой личное имущество и продовольствие на путь следования до 200 кг на каждого члена семьи». Все остальное — дома, скот, инвентарь — подлежало сдаче государству с призрачным обещанием «восстановления на месте расселения».


Особая трагедия разыгралась в Крыму.


Еще до оккупации полуострова, в августе 1941 года, оттуда вывезли более 50 тысяч немцев.


«50 тысяч человек были насильно эвакуированы в Крым немцами из Кубани, Таманского полуострова», — отмечалось в докладной записке Л. Берии.


Эти люди оказались между молотом и наковальней, став заложниками войны.


Крым 1944-го: Наказанные народы


После освобождения полуострова от фашистов НКВД приступил к «очистке» территории от «антисоветских элементов». Главный удар был нанесен по крымским татарам. Официальным обоснованием депортации стало обвинение всего народа в коллаборационизме.


Л. Берия в докладе И. Сталину отмечал: “Учитывая предательские действия крымских татар против советского народа и, исходя из нежелательности дальнейшего проживания крымских татар на пограничной окраине Советского Союза, НКВД СССР вносит на Ваше рассмотрение проект решения ГКО о выселении всех татар с территории Крыма”.


Операция началась на рассвете 18 мая 1944.


Уже к 20 мая Л. Берия рапортовал: «Выселено 180 014 человек, погружены они в 67 эшелонов».


Всего, по окончательным данным, из Крыма депортировали 191 044 лица татарской национальности. При этом в рядах Красной Армии сражались тысячи крымских татар, многие из которых были отмечены наградами.


Но татары были не единственными жертвами.


«НКВД считает целесообразным провести выселение с территории Крыма всех болгар, греков, армян», — писал Берия.


27 июня 1944 года началась операция по их выселению. Итог: 41 854 человека, из них греков — 15 040, болгар — 12 422, армян — 9 621.


Если обвинения против татар хотя бы формально обосновывались (сотрудничество части населения с немцами), то греки, болгары и армяне попали под раздачу просто «за компанию», по принципу коллективной ответственности и этнической принадлежности.


Война после войны: ОУН-УПА и Западная Украина


По мере освобождения Украины фронт откатывался на запад, но в тылу Красной Армии разгоралась другая война — против Организации украинских националистов (ОУН) и Украинской повстанческой армии (УПА).


«За период 1944–1953 в западных областях Украины было совершено 14 424 бандитских нападений... было также учтено 457 случаев разоружения групп охраны общественного порядка, 1004 поджога колхозного и совхозного имущества», рапортовали власти.


Ответом стали не только войсковые операции, но и массовые депортации семей участников сопротивления.


Приказ НКВД от 31 марта 1944 года гласил: «Семьи, в составе которых имеются оуновцы... а также семьи вооруженных оуновцев взять на учет и выселить в тыловые области Союза».


Людей отправляли в Красноярский край, Иркутскую, Омскую области. Это была тактика выжженной земли — лишить подполье социальной базы.


К октябрю 1946 года численность спецпоселенцев-«оуновцев» достигла 100 310 человек.


В 1947 году была проведена масштабная операция «Запад», в ходе которой только за один день, 21 октября, выселили более 26 тысяч семей (76 тысяч человек).


Отдельно прошла операция «Висла» и обмен населением с Польшей.


Главной целью операции было в первую очередь выселение украинского населения, и лишь позднее – уничтожение украинского партизанского движения.


С территории Польши в УССР переселяли украинцев, а из Украины в Польшу выезжали поляки. Это было болезненное перемещение огромных масс людей — около 800 тысяч поляков и сотни тысяч украинцев.


«Прочие»: от иеговистов до «власовцев»


«Особая папка» хранит документы и о менее известных категориях репрессированных. Советская власть стремилась к унификации и контролю, и любые группы, выпадавшие из общей картины, подлежали изоляции.


Свидетели Иеговы. В 1951 году было принято постановление о выселении участников этой секты.


«По Постановлению Совета Министров № 667-339 от 3 марта 1951 из западных областей Украины выселены сектанты, “иеговисты” и члены их семей – 4815 человек».


Их отправляли в Сибирь «навечно». Власть обвиняла их в антисоветской агитации и отказе от службы в армии.


«Власовцы». Так в документах обобщенно называли всех, кто служил в немецких формированиях (РОА и др.).


В 1946 году была издана директива о направлении их на спецпоселение сроком на 6 лет.


«Поступление “власовцев” на спецпереселение не было единовременным актом... Так, на 20 октября 1946 из областей Украины их поступило 1045 человек».


Их использовали на самых тяжелых работах: в шахтах Кузбасса, на лесоповале. Условия жизни были ужасающими: расселялись “власовцы” в летних палатках, не приспособленных для жилья в осенне-зимний период.


«Указники». Люди, осужденные за уклонение от трудовой деятельности в сельском хозяйстве (указ от 2 июня 1948). Из Украины было выслано 8 860 «указников» вместе с семьями.


Чехи, словаки, венгры. Даже небольшие группы иноподданных попадали под каток. Из Крыма и Украины выселяли венгров (мадьяр), румын, итальянцев.


«В числе 2 733 иноподданных на начало 1950-х годов значилось два венгра, проживавших в Таджикской ССР».


Система учитывала каждого.


Жизнь в спецпоселении: Контроль и выживание


Николай Бугай подробно описывает механизм управления депортированными. Это была огромная бюрократическая империя в рамках НКВД-МВД.

Был создан Отдел спецпоселений, на местах действовали сотни спецкомендатур.


Всего в районах поселений депортированных народов функционировало 137 спецкомендатур.


Режим был жестким.


Спецпоселенцы не имели права покидать район расселения. За побег полагалась каторжная работа сроком до 20 лет. Главы семей обязаны были ежемесячно отмечаться у коменданта.


«Моей больной жене отказали в хлебе и продуктах, несмотря на представление ею свидетельства от врача», — писал поляк Владислав Лазюк из Воронежской области.


Высокой была смертность, особенно в первые годы.


В справке о движении спецпоселенцев Крыма в 1944-1946 указано, что в первый период среди них погибли 44 887 человек, т.е. процент смертности среди крымских татар, болгар, греков и армян составлял 19,6.


В то же время, несмотря на клеймо «врагов народа», спецпоселенцы вносили вклад в экономику.


Они строили Фархадскую ГЭС в Узбекистане, добывали уголь в Подмосковном бассейне и Туле, валили лес в Сибири.


Долгая дорога домой: Реабилитация


Смерть Сталина в 1953 году запустила процесс демонтажа системы спецпоселений, но он растянулся на десятилетия.


Сначала, в 1954 году, освободили детей до 16 лет. Затем начали снимать ограничения с отдельных категорий — «власовцев», немцев (но без права возвращения).


Крымские татары получили формальную свободу указом 1967 года, но реальное право на возвращение — только в конце 1980-х.


Велика здесь роль Н.С. Хрущева, который, с одной стороны, разоблачил культ личности, а с другой — сам был причастен к репрессиям в Украине в 1930-е годы и тормозил полную реабилитацию.


Только в 1989 году была принята декларация Верховного Совета СССР, признавшая депортации народов варварскими и незаконными.


В 1991 году в Украине был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине».


bottom of page