Россия могла войти в НАТО, но Германия была против: найдены новые документы
- Администратор
- 2 дня назад
- 2 мин. чтения

В начале 1990-х годов администрация президента США Билла Клинтона серьёзно рассматривала возможность вступления России в НАТО. Как пишет журнал Der Spiegel со ссылкой на рассекреченные документы и личные архивы участников событий, главным противником идеи оказалось правительство ФРГ во главе с канцлером Гельмутом Колем.
Борис Ельцин ещё в 1991 году называл членство в НАТО «долгосрочной политической целью» России, а министр иностранных дел Андрей Козырев* просил Вашингтон рассматривать страну наравне с другими «новыми демократиями» Восточной Европы.
В Москве полагали, что после переговоров об объединении Германии сложилось негласное соглашение: СССР отказался от контроля над Восточной Европой, а Запад признал его равноправным партнёром.
В январе 1994 года, во время визита Клинтона в Москву, Ельцин предложил принять Россию в НАТО до стран Варшавского договора.
Американский лидер от этой идеи отказался. На саммите НАТО в Брюсселе в том же месяце был утверждён проект «Партнёрство во имя мира», в котором Россия участвовала наравне с другими государствами региона.
Спецпосланник США по делам бывшего СССР Строуб Тэлботт заявлял союзникам, что через десятилетие в альянс следует включить и Москву, однако эта позиция не получила поддержки ни в Госдепартаменте, ни в Пентагоне, ни в ЦРУ, ни в Совете нацбезопасности.
Наибольшие возражения исходили из Бонна.
Канцлер Коль, глава МИД Клаус Кинкель и министр обороны Фолькер Рюэ опасались, что вступление России парализует работу НАТО, усилит противоречия между союзниками и осложнит реакцию на возможные кризисы.
Они сомневались, что Москва надолго сохранит курс на демократию и рынок, и считали рискованным принимать в альянс страну, против которой он был создан.
Особое беспокойство вызывала перспектива, что в случае конфликта России, например, с Китаем европейские военные окажутся втянуты в войну далеко за пределами региона.
При этом официально Берлин не выступал против, чтобы не портить отношения с Москвой.
Кинкель отвечал Козыреву, что альянс «пока не готов» к вступлению России, не приводя принципиальных возражений.
Коль вовсе избегал темы, предпочитая укреплять экономические связи и поддерживать Ельцина на выборах 1996 года.
В то же время польский президент Лех Валенса настаивал на скорейшем вступлении страны в НАТО, сравнивая Россию с «медведем, которого нужно посадить в клетку».
Коль предлагал сначала расширить ЕС и только потом рассматривать расширение НАТО, однако Клинтон счёл этот путь слишком долгим.
Переговоры о вступлении Польши, Чехии и Венгрии начались уже в 1997 и к 1999 году они стали членами альянса, а в Евросоюз вошли лишь в 2004.
Впоследствии Андрей Козырев в мемуарах писал, что вопрос о членстве России в НАТО стал для него «лакмусовой бумажкой»: принятие означало бы союз в защиту свободного мира, а отказ подтвердил его как антироссийский блок.
*внесен Минюстом РФ в реестр "иноагентов"