«Ей нечего сказать»: адвокат объяснил молчание Долиной по делу о квартире
- Администратор
- 14 часов назад
- 4 мин. чтения

Адвокат Михаил Сазанов считает, что версия Ларисы Долиной о том, что она долго не комментировала историю с продажей своей квартиры из-за подписки о неразглашении, отражает лишь часть реальности. В разговоре с RTVI он предположил, что певица молчит скорее потому, что ей «особо тут и нечего даже сказать, при всей очевидности произошедшего!».
По словам юриста, подписка о неразглашении действительно используется, но в строго ограниченных случаях: когда речь идет об уголовных делах, связанных с гостайной, о резонансных расследованиях центрального аппарата Следственного комитета или когда существует реальная угроза участникам процесса.
При этом, подчеркнул Сазанов, это обязательство не распространяется на сведения из открытых судебных заседаний и на информацию, содержащуюся в процессуальных документах.
«Доля правды в этом [словах Долиной] есть.
Но подписка о неразглашении не распространяется на информацию из открытых судебных заседаний и на сведения, содержащиеся в процессуальных документах.
Лариса Долина предпочитает “отмалчиваться” и выбрала для себя такую стратегию, потому что особо тут и нечего ей даже сказать, при всей очевидности произошедшего!», — сказал адвокат.
Как оформлялась сделка
Сазанов напомнил, что сама Долина нашла риелтора, который разместил объявление о продаже её квартиры на платформе ЦИАН.
Затем к сделке подключились два агентства недвижимости — WhiteWill и Monumental.
С певицей согласовали цену, и, по словам адвоката, эта сумма её устраивала.
Кроме того, между Ларисой Долиной и Полиной Лурье сначала заключили предварительный договор, к которому была приложена подробная опись имущества, передаваемого вместе с квартирой.
Позже стороны подписали дополнительное соглашение, переносившее срок заключения основного договора купли-продажи, а задаток от Лурье был принят Долиной — этот факт подтвержден распиской.
Сазанов считает, что вся эта последовательность действий «свидетельствует о добросовестности сделки со стороны Лурье как покупателя».
По его оценке, у Долиной было «невероятное количество времени, исчисляемое месяцами», чтобы отказаться от сделки или хотя бы остановиться и посоветоваться с близкими и правоохранителями, но она этого не сделала.
«И где же здесь Хамовнический суд усмотрел сделку под влиянием заблуждения?», — задаётся вопросом адвокат.
При этом он настаивает, что факт передачи денег третьим лицам относится к сфере уголовного преследования и не должен подменять собой логику гражданского спора о праве собственности на квартиру.
«Именно поэтому и возбуждено уголовное дело, следствие по которому идет самостоятельно, и оно не “сковано” доводами гражданского дела», — отметил он, напомнив, что законодатель разделяет гражданские, уголовные и административные процессы.
Критика решения суда и «эффект Долиной»
Решение Хамовнического суда, который признал квартиру возвращённой Долиной, Сазанов назвал «странным» и лишённым логики.
По его словам, если следовать такой логике, для подтверждения собственной добросовестности покупателю пришлось бы «ходить спрашивать разрешение не только у собственника, но и у всех соседей по дому».
Адвокат сформулировал и собственный вариант справедливого решения: «Хамовнический суд должен был обязать платформу ЦИАН и два агентства недвижимости WhiteWill и Monumental, которые сопровождали сделку, выплатить полную стоимость квартиры покупателю Лурье, у которой по итогу и “квартиру забрали”, и “деньги ее потратили”».
Он добавил, что «есть закон, а есть логика, и не всегда эти два понятия идут вместе друг с другом», но в этом деле рассчитывает на «торжество здравого смысла» и выразил уверенность, что Верховный суд России под руководством нового председателя «найдет возможность пересмотреть это неоднозначное дело в пользу логического решения».
Что говорит Долина
Ранее в эфире программы «Пусть говорят» на Первом канале Лариса Долина объяснила своё молчание «шоковым состоянием» после осознания обмана и подпиской о неразглашении, которую, по её словам, она дала в интересах следствия.
«Потом, когда начались судебные разбирательства, я в интересах следствия подписку дала о неразглашении.
Я не имела права ни комментировать ничего, ни афишировать происходящий процесс. Физически не могла это сделать», — рассказала певица.
Она добавила, что только сейчас, по её мнению, «люди узнают правду», и заявила, что мошенники следили за ней и её дочерьми: «“А ваши девочки сейчас на даче, да?”. Я говорю: “Да”. Они мне говорят: “Вы не волнуйтесь, мы присмотрим за ними”».
Продажа квартиры и многолетний спор
В 2024 Лариса Долина продала квартиру в Хамовниках за 112 млн рублей. Позже она заявила, что действовала под давлением мошенников, и подала иск о признании сделки недействительной. Суд встал на сторону певицы, указав, что в момент заключения договора она была введена в заблуждение и не могла в полной мере осознавать последствия своих действий.
Полина Лурье пыталась оспорить это решение в Мосгорсуде, однако безуспешно. 27 ноября 2025 года её жалобы на решения нижестоящих инстанций были отклонены Вторым кассационным судом общей юрисдикции.
История получила широкий резонанс: депутат Нина Останина обратилась в Верховный суд из-за «схемы Долиной», когда продавцы недвижимости, ссылаясь на мошенничество, возвращают себе квартиры, а покупатели остаются без жилья и денег.
Позиция Лурье и ожидания от Верховного суда
Адвокат Полины Лурье Светлана Свириденко рассказала, что в день подачи апелляции в Верховный суд представители Долиной предложили заключить мировое соглашение: поэтапная выплата суммы, без учёта инфляции и с рассрочкой на несколько лет.
«Моя доверительница на условия Долиной не согласна. Она предложила возврат денег в рассрочку на несколько лет и без учета инфляции», — сказала Свириденко, уточнив, что Лурье настаивает именно на возврате квартиры и считает себя добросовестным покупателем.
При этом, по её словам, девушка уже заплатила налог на имущество за 2024 и будет вынуждена сделать это и за 2025, несмотря на то что фактически жильём не пользуется.
Верховный суд назначил рассмотрение апелляции Лурье на 16 декабря.
Юристы отмечают, что при оспаривании таких сделок по общему правилу статьи 167 Гражданского кодекса должна применяться двусторонняя реституция, когда стороны возвращаются в исходное положение, но в данном случае это сделано не было.
По данным судебной практики, в России ежегодно рассматривается около 3 тыс. исков об оспаривании сделок купли-продажи недвижимости, и примерно в 77% случаев решения принимаются в пользу продавцов.
Общественная реакция и «отмена» Долиной
На фоне массового обсуждения «схемы Долиной» покупатели стали с большей осторожностью относиться к сделкам с жильём, особенно если продавцом выступает пожилой человек.
Сама певица столкнулась с кампанией в соцсетях: пользователи оставляют оскорбительные комментарии, некоторые зрители сдают билеты на концерты, а отдельные сервисы доставки заявляют об отказе обслуживать дом, где она живёт.





