top of page

«Шоумен от философии»: в журнале Академии наук раскритиковали «феномен Дугина»

  • Фото автора: Администратор
    Администратор
  • 19 янв.
  • 2 мин. чтения

«Шоумен от философии»: в журнале Академии наук раскритиковали «феномен Дугина»

Феномен Александра Дугина — это порождение «смуты 80–90-х», он «занимает чужое место», пишет философ Юрий Пущаев в статье для журнала Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН) «Социальные и гуманитарные науки».


По его мнению, «шоумен от философии» «мимикрирует под русский консерватизм», но не имеет к нему отношения.


Автор задается вопросом, насколько оправдано представление о Дугине как о крупном российском философе: «об Александре Дугине много говорят, но его мало читают», пишет он.


Философия интегрального традиционализма и идеи второй консервативной революции, которые содержатся в работах Дугина, не имеют к русской традиции и к истории русской мысли практически никакого отношения, утверждает ученый.


«Более того, обе эти доктрины в важных пунктах с ними решительно расходятся», — добавляет он.


Взгляды Дугина далеки и от православия, считает Пущаев. Его слава как «якобы консервативного философа, а также политического деятеля и ритора», по мнению автора, обусловлена тем, что в «обществе есть явный запрос на консервативное осмысление, на консервативный подход, но образованное и, в частности, академическое сообщество этому не соответствует».


В заключительной части статьи Пущаев подвергает критике понятие «русский мир», которое в своих статьях и выступлениях активно использует Дугин.


Этот термин, по словам автора, с внедрения в 1990-х, применялся в основном для того, «чтобы объединить под своей «шапкой» по всему миру русский народ сегодня пребывающий в значительной степени в раздроблении».


Однако термин недоопределен и постепенно «перестает быть удачным» сегодня, «когда Россия возвращается к своим цивилизационным корням», заключает Пущаев.

 

Доктор политических и социологических наук Александр Дугин является одним из главных идеологов евразийства и возглавляет Международное евразийское движение.


В 2009–2014 Дугин исполнял обязанности главы кафедры социологии международных отношений социологического факультета МГУ им. Ломоносова, в 2016–2017 был главным редактором телеканала «Царьград».


В 2023 возглавил Высшую политическую школу имени Ивана Ильина в РГГУ.


Многими исследователями взгляды Дугина оцениваются как в целом фашистские, сам он автор статьи "Фашизм безграничный и красный".


"Танец и атака, мода и агрессия, чрезмерность и дисциплина, воля и жест, фанатизм и ирония забурлят в национальных революционерах - юных, злых, веселых, бесстрашных, страстных и не знающих границ.


Им - строить и разрушать, править и исполнять приказания, осуществлять чистки врагов нации и нежно заботиться о русских стариках и детях", пишет он.


Британский историк Вальтер Лакер утверждал, что воззрения Дугина характеризуются иррационализмом, антисемитизмом, нетерпимостью к социализму и конспирологическим взглядом на историю, выходя за рамки традиционного русского национализма и сближаясь с европейским ультраконсерватизмом.


Впоследствии Лакер писал, что Дугин пытался на протяжении многих лет представлять синтетически новую идеологию, смесь некоторых наиболее постыдных западных элементов (итальянский неофашизм в стиле Юлиуса Эволы, «Новые правые» Алена де Бенуа во Франции и неонацистская геополитика), а позже понял необходимость некоторых конкретных русских элементов и принял обновлённый вариант евразийства.


Кроме этого, Дугин, сегодняшний глава "школы имени Ильина", ранее презрительно отзывался о самом Ильине:


"В философе Иване Ильине мы встречаемся с почти карикатурной попыткой создания бравурной версии русского национализма, успешно обходящей все сколько-нибудь важные и существенные темы, принципиальные для выяснения возможности русской философии...


Своим невежественным апломбом и казенным «национализмом» И. Ильин, возможно, обязан матери-немке Каролине Луизе Швейкерт фон Штадион...


Так как в таком чисто немецком казенном мышлении нет ничего русского, мы без большого ущерба оставляем его тексты и теории без рассмотрения".



bottom of page