top of page

Новые обязательные платежи в Китае: страх увольнений и падения зарплат

  • Фото автора: Администратор
    Администратор
  • 29 авг.
  • 3 мин. чтения

Новые обязательные платежи в Китае: страх увольнений и падения зарплат

С 1 сентября все работодатели в Китае обязаны делать отчисления за сотрудников — на пенсии, медицинское страхование, декретные и другие выплаты.


Мера должна была бы вызвать одобрение: китайская система соцзащиты давно считается недостаточной. Однако реакция оказалась противоположной — беспокойство и недовольство.


Малые предприниматели предупреждают о резком росте расходов. Работники боятся увольнений или сокращения зарплат. Экономисты опасаются, что это приведёт к уходу в «гиганомику», снизив уровень формальной занятости и подорвав сами гарантии, которые закон должен был обеспечить.


Владелица семейной лапшичной в Пекине Янь Сюэцзяо говорит:

«Если нас заставят платить, нам придётся закрыть заведение и уйти домой».


Показывая на пустующие соседние рестораны, она добавила:

«С нынешним положением дел — спросите любого, какой бизнесмен сможет выжить? Мы все вот-вот расторгнем аренду и уйдём».


Такая реакция демонстрирует трудности, с которыми сталкивается правительство: с одной стороны, эксперты подчёркивают необходимость срочно пополнить пенсионный фонд (ожидается, что он иссякнет к 2035 году), снизить бремя расходов на жильё, образование и медицину и тем самым стимулировать потребление.


С другой — экономический спад уже сейчас ставит малый и средний бизнес на грань выживания, ещё до введения новых обязательных выплат. Многие молодые китайцы и вовсе предпочитают оставлять деньги себе, а не перечислять в систему.


По подсчётам Société Générale, нововведение может увеличить затраты работодателей и работников примерно на 1 % ВВП.


Но, подобно американцам, многие молодые китайцы сомневаются, что когда-либо получат обещанные выплаты.


Снижение рождаемости и сокращение числа будущих работников усиливают страх, что фонд опустеет ещё до их выхода на пенсию.


«Если нам придётся платить ещё 20 лет — проживу ли я эти 20 лет?» — рассуждает 40-летняя Янь Сюэцзяо.


«Даже если доживу, могу ли быть уверена, что получу эти деньги?»


Закон давно требует, чтобы работодатели и сотрудники вносили средства в социальное страхование. В разных регионах ставки различаются, но в среднем работник перечисляет около 10 % зарплаты, а работодатель — около 25 %.


Однако фактическая дисциплина была низкой: менее 30 % компаний полностью соблюдали правила. Многие вовсе не платили или заключали неформальные соглашения с сотрудниками о выдаче наличных вместо отчислений.


В прошлом месяце Верховный народный суд признал такие соглашения недействительными и заявил, что будет поддерживать иски работников о невыплаченных взносах.


Судья Чэнь Ифан отметил, что цель решения — защитить работников от несправедливых контрактов и «активно реагировать на проблему старения населения».


Но реакция самих работников оказалась неоднозначной.


35-летний сотрудник корейского ресторана Цзэн Чжичжи (ZZ Zeng), работающий неподалёку от лапшичной Янь, говорит, что его зарплата в 6 000 юаней (около 840 долларов) сократится минимум на 140 долларов после начала уплаты взносов.


При ипотеке в 700 долларов ему придётся тратить сбережения.


«Деньги на руках куда приятнее», — говорит он.


Обещания будущих выплат его не привлекают: «Это слишком далеко. Лучше думать о настоящем».


Некоторые работники считают, что работодатели начнут массово нанимать временных сотрудников или урезать зарплаты. Так и собирается поступить владелец парикмахерской в Пекине Ху Ян.

Он заявил, что будет учитывать обязательный взнос работодателя в пакете выплат — фактически уменьшая зарплаты работников. Иначе ему придётся тратить на тысячи долларов больше в месяц, что непосильно.


«Сколько можно заработать, управляя салоном?» — говорит он. — «И так не только у нас. Рестораны, любые заведения с обычными работниками — везде одно и то же».


В отличие от других стран, где социальное страхование финансируется и за счёт налогов, в Китае система почти полностью держится на работодателях и работниках. Поэтому ставки выше, чем, например, в США (менее 8 % для каждой стороны) или Японии (около 14 %).


Это наследие плановой экономики, когда госпредприятия обеспечивали полный соцпакет.


По словам профессора социальной защиты Пекинского народного университета Лу Цюаня, для устойчивости нужно сочетать более строгий контроль и постепенное снижение ставок.


«Предпосылкой обязательного участия в системе является то, что это должна быть хорошая система. Поэтому нужно снижать размеры взносов. Это две стороны одной медали», — сказал он.


Недоверие молодых работников остаётся серьёзным вызовом. Исследовательница Совета по международным отношениям в Нью-Йорке Зои Лю отмечает, что его подпитывают слабый рост зарплат и случаи нецелевого использования пенсионных фондов местными властями.

«Это чистая математика. Если люди понимают, что их доходы не растут, как они могут рассчитывать, что их пенсионные взносы сегодня будут распределены через десятилетия?» — сказала она.


Пандемийные ограничения и разрыв между пенсиями городских госслужащих и работников частного сектора или сельской местности усиливают ощущение несправедливости.


«Простого решения нет», — добавила Лю. «Это не та проблема, которую можно снять одним лишь экономическим ростом».

bottom of page