Замначальника ангарской ИК-15 заявил о создании пыточной колонии с санкции руководства ФСИН
- Администратор
- 3 дня назад
- 2 мин. чтения

Заместитель начальника ангарской колонии №15 Евгений Тараканов, которого обвиняют в гибели заключённого Николая Шайхутдинова, подтвердил организацию пыток в учреждении и указал на возможную роль начальства ГУФСИН по Иркутской области. Он дал такие показания на следствии.
По словам Тараканова, после бунта в ИК-15, жестоко подавленного в апреле 2020 года, начальник регионального ГУФСИН Леонид Сагалаков и его заместитель Андрей Ладан решили создать «карательную колонию по перевоспитанию спецконтингента» (после акции протеста сотни осуждённых вывезли в другие учреждения, где части из них заставляли оговорить себя и других, в том числе под пытками).
«Выбор пал на ангарскую колонию № 15, потому что в ней „проще замести следы по пыткам людей“, считает Тараканов.
Андрей Ладан „мог лично“ передать указания сформировать пыточный отряд Арслану Мажидову, [в то время] начальнику ангарской колонии», — отмечают СМИ.
Мажидов, по воспоминанию Тараканова, собрал на совещание своих заместителей и предупредил их: если кто-то услышит крики заключенных, то на них «не нужно обращать внимания», потому что так в колонии «организована работа» с заключенными и эта «работа согласована наверху».
«Видя наше удивление начальник предложил несогласным уволиться, заметив, что в колонии „никого не держат“.
Каждый из нас, из услышанного выводы сделал сам. Я решил для себя, что вмешиваться не буду», — сказал следствию Тараканов.
Он «побоялся быть уволенным или подставленным в работе», поэтому предпочел «не вникать» и просто «выполнять свои обязанности.
После того, как Мажидова во главе ИК-15 сменил Сергей Шведков, издевательства продолжились, отметил Тараканов.
А 28 февраля 2023 года в колонию поступил осуждённый Николай Шайхутдинов, которого в карантине сразу же избили сотрудничавшие с администрацией разработчики из числа заключённых во главе с Анатолием Макагоновым.
Шайхутдинов потерял сознание, впал в кому и скончался в больнице.
Макагонова признали виновным в причинении смерти по неосторожности (ч. 1 ст. 109 УК) и приговорили к 1,5 годам колонии.
Позже Следственный комитет возбудил дело против начальника колонии Сергея Шведкова, главы оперативного отдела учреждения Артёма Ермакова, замначальника колонии по безопасности Сергея Юрина и Евгения Тараканова.
Их обвиняют в халатности, которая привела к смерти Шайхутдинова (ч. 2 ст. 293 УК) - по версии следствия, начальство ИК-15 незаконно перевело заключённого Макагонова и группу других осуждённых в отделение карантина специально, чтобы те вербовали новых заключённых.
Все подсудимые находятся на свободе: Шведков и Ермаков — под подпиской о невыезде, Юрин и Тараканов — под запретом определённых действий.
Изначально им вменяли пытки, повлекшие смерть (ч. 5 ст. 286 УК), но затем дело переквалифицировали на менее тяжкую статью о халатности.





